Заказать звонок
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Заказать звонок
Работаем
по всей России

Лицензия на тахографы

Тахограф – измерительный прибор, который устанавливается в транспортных средствах с целью контроля за скоростью и направлением движения, соблюдением ПДД и рабочего времени. Кроме того, тахограф следит за всеми внутренними процессами, поэтому вероятность поломки автомобиля, оснащенного таким прибором, на 90% меньше.

Еще с 2016 года на территории Российской Федерации разрешена установка только цифровых тахографов, потому что они более современные и надежные, чем аналоговые.

Вся информация, полученная цифровым тахографом, автоматически записывается в его внутреннюю память и на карточку водителя. Поэтому тахографы и называют черными ящиками для автомобилей.

Кому нужны тахографы?

Вопросы возникают уже при выявлении необходимости установки тахографа. Чтобы внести ясность, обратимся к Приказу Минтранса РФ от 13.02.2013г. №36. В приказе говорится, что тахограф должны обязательно иметь транспортные средства (ТС), которые:

  • применяются для пассажирских перевозок и имеют от 8 сидячих мест;
  • применяются для грузовых перевозок и весят более 3000 кг.

Однако существует много исключений из этого списка. Ставить тахограф не нужно на:

Блок СКЗИ в тахографе

Все тахографы, согласно Приказу Минтранса №36, оснащены блоком СКЗИ (средство криптографической защиты информации). Этот блок – процессор, который и записывает зашифрованные данные в память устройства. Согласно Федеральному закону от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ для работ, связанных с изготовлением, выпуском, распространением средств шифрования, действиями в сфере шифрования информации и техобслуживанием СКЗИ, необходима лицензия ФСБ.

Кому нужна лицензия ФСБ на тахографы?

Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 313 и Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-Ф3 строго регламентируют процедуру выдачи лицензии. Согласно этим нормативным актам лицензия ФСБ нужна:

  • проектировщику, который проектирует блок СКЗИ и карты тахографа;
  • производителю, который изготавливает блок СКЗИ и карты тахографа;
  • мастерским, которые устанавливают тахограф и активируют блок НКМ-1;
  • мастерским, ремонтирующим и калибрующим тахограф, если эти работы задевают блок СКЗИ;
  • операторам и агентам оператора, который передает карты водителю и мастерской;
  • посредникам производителя СКЗИ, который передает модуль мастерским.

Кому не нужна лицензия на тахограф?

Согласно тем же нормативным актам лицензия ФСБ не нужна:

  • проектировщикам и производителям самих тахографов без применения СКЗИ;
  • водителям и мастерским, которые получают карты тахографа для работы;
  • агентам получателей карт, которые подают заявку на выдачу карт, но не участвуют в ее выдаче заказчику;
  • посредникам создателя тахографов с выключенным блоком СКЗИ, которые не осуществляют его активацию;
  • транспортным компаниям, эксплуатирующим тахографы с СКЗИ и картами.

Какие работы может выполнять мастерская с лицензией ФСБ?

Владельцы мастерских зачастую не могут разобраться, нужна ли конкретно им лицензия ФСБ. Поэтому рассмотрим, какие работы может выполнять только лицензированная мастерская:

  • Выдавать карту тахографа. В случае неисправности карты мастерская, не имеющая лицензии, столкнется с трудностями в отправке карты обратно производителю. В итоге карта может потерять силу.
  • Активировать блок СКЗИ на сервере ФБУ «Росавтотранс».
  • Активировать блок СКЗИ с помощью карты мастерской. Карты выдаются сотрудникам, которые изучили курс по информационной безопасности и имеют непрерывные стаж работы 3 года в этой области.
  • Любой ремонт активированного тахографа.

Таким образом, практически все манипуляции, связанные с тахографами, обязывают владельцев мастерских получить лицензию ФСБ. Работа без лицензии подлежит уголовной или административной ответственности. Мастерская может быть оштрафована, а ее владелец рискует попасть в тюрьму. Сумма штрафа зависит от заработка организации.

Лицензионные требования

В приложении к Постановлению Правительства №313 от 16.04.2012 г. имеется перечень видов деятельности, которые нужно лицензировать. Согласно этому перечню деятельность по продаже активированных тахографов и карт тахографа лицензируется по 21 пункту. А для установки, активации, настройки и ремонта тахографов нужна лицензия по 12 и 20 пунктам. Требования по этим пунктам схожи. Они касаются помещений, документов и сотрудников.

Больше всего требований предъявляется помещениям:

  • входные двери прочные и надежно закрываются;
  • все окна закрыты непрозрачными шторами или жалюзи;
  • окна первых и последних этажей, а также окна возле запасных лестниц защищены решетками, ставнями или сигнализацией;
  • в здании есть сигнализация;
  • в помещении есть сейф.

Требования к документам тоже одинаковы для обоих случаев: должна быть документация, касающаяся работы с СКЗИ (приказы, инструкции, журналы учета и т.д.)

Относительно сотрудников требования разнятся. Так, для лицензирования по 21 пункту в компании должны работать 2 сотрудника, которые изучили 100 и больше часов курса по информационной безопасности. А для 12 и 20 пунктов предприятию нужны 2 сотрудника, которые изучили не менее 500 часов этого курса и работают в фирме больше 3 лет.

Получение лицензию ФСБ на тахографы

Для получения лицензии на СКЗИ требуется подготовить большой список документов и соблюсти все лицензионные требования. Это достаточно трудоемкий процесс и занимает от 1 до 3 месяцев. (Ознакомиться с порядком процедуры лицензирования и списком обязательных документов можно в статье «Лицензия ФСБ на СКЗИ»). Выдачей разрешающих документов занимается ЦЛСЗ ФСБ России. Готовый документ не имеет срока годности. Бланк с лицензией желательно держать на виду у потенциальных клиентов, потому что это является гарантией профессионализма работников.

Заказать звонок
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.